Егор Летов. Моя оборона (А.Коблов)

Прочитано
3 min readDec 17, 2021

--

декабрь 2021

Испытываю трудности прежде всего с тем, о чём именно писать — о книге или о её содержании. Потому что больше хочется писать именно о самой книге. С этого и начну. Книга библиотечная (!), и читать её надо только в бумажной версии. Это именно тот тип книг, который стопроцентно выживет, что бы ни происходило с книгопечатанием. Я уже давно для себя определил что в любом случае выживут как минимум три типа книг: 1) одноразовый мусор в мягкой обложке, стоящий дешевле рулона туалетной бумаги; 2) комиксы, особенно что касается толстых томов, а не ежемесячных брошюрок; 3) альбомы или просто офигенно оформленные книги, где графическая составляющая неотъемлема от текста, и нереализуема в цифре, или просто сильно теряет в своих выразительных свойствах при оцифровке.

Книга про Егора именно из третьей группы. Если попытаться собрать все тексты из неё, то из 200 страниц останется, может, 20–30. Всё остальное — фотографии, редчайшие фотографии, авторские черновики и чистовики песен, рукописи, архивы, и просто огромная масса различной визуальной информации, связянной с Летовым и ГрОб-ом. Как человек, непосредственно связанный с вёрсткой могу лишь сожалеть, что перед отправкой тиража в печать сплоховала корректура, и помимо элементарных опечаток, есть также ошибки в стилях текста — прямая речь не всегда курсивом, и наоборот, иногда курсив “залезает” на комментарии автора. В общем, видите, здесь мы реально обсуждаем книгу, а не текст, не смысл.

Что касается текста и смысла — автор книги некоторое время являлся пресс-атташе Летова (как он сам пишет в книге, я не проверял), несколько раз брал у него интервью, и в общем-то на этом всё. Остальное — результат высасывания из пальца, перечисления каких-то имён, названий, выжимок из Википедии. С другой стороны, процитированы многие люди, знавшие Летова весьма близко, и это даёт несколько более многомерную картинку.

Мой интерес к Летову скорее чисто академический, мне просто было интересно разобраться, что это за явление такое. Удивительно, он умер в 2008, совсем недавно, но кроме пары песен вполне ещё перестроечных времен ничто в его творчестве как-то меня не цепляло. Мне было любопытно разобраться, почему. Похоже, все дело в его психоделичности. Я всю эту ЛСД-трипню никогда не понимал, ни в американских изводах, ни в британских. Летов же замесил психоделику с панком, вбросив туда мощный фольклорный элемент, чем окончательно вывел себя из сферы понимания примерно 99% людей.

Если посмотреть на его тексты, то они конечно сверх-примитивны. Не в смысле, что глупы, а в смысле стиля такого — примитивизм. Много отсылок или прямых заимствований из народного и фольклорного. Ещё больше отсылок и заимствований из самого себя. Текст отдельно от музыки отказывается существовать, он мычит “послушай меня!”, и, булькая, разлагается на слова и буквы. Вероятно в течение некоторого времени этим я и буду заниматься — слушать Летова. И книга в этом тоже поможет — текст более-менее хронологичен, очередность альбомов и перевыпусков соблюдена весьма скрупулезно.

Не могу сказать, что я прям окончательно разобрался в Летове, но данная книга для вхождения в тему оказалась вполне кстати. Она не напрягает количеством текста и не напрягает излишне апологистичным подходом. Её почти можно было бы назвать объективной, но мне она скорее нравится тем, что оне всё-таки чуть субъективна. В выборе фотографий, в мягкости текстов — есть какое-то дружеское участие. Очень ценно.

--

--

Прочитано
0 Followers

Один пост — одна книга (осторожно, спойлеры)